¬јЋ№ƒ≈ћј– –ј∆Ќя : Ђ¬ –”—— ќћ “≈ј“–≈ ћЌ≈ »Ќ“≈–≈—Ќќ “ќ, „“ќ ќ“Ћ»„ј≈“ ≈√ќ ќ“ ЋёЅќ√ќ ƒ–”√ќ√ќї

13.12.2018 283 јвтор: ¬альдемар –ажн€к, јнна „ернова »сточник: –оссийско-польский центр диалога и согласи€

¬альдемар, € знаю, что ¬ы даже в какой-то период жизни поучились в –оссии Ц ¬ √»“»— в ћоскве, это правда?
ƒа, у мен€ русска€ мама, € родилс€ в ћоскве, большинство моих родных живет в –оссии, и € рос на русских мультфильмах, поэтому русска€ культура мне очень близка. ћое приключение с √»“»— произошло, уже когда € уже училс€ на режиссерском факультете в ¬аршаве. “огда € узнал, что польский режиссер ≈жи √ротовский в свое врем€ ездил учитьс€ в ћоскву. я обнаружил очень интересный снимок, на котором √ротовский находитс€ €кобы в гримерной —таниславского, и там стоит гримерный столик, который должен был принадлежать самому —таниславскому. Ќа снимке √ротовский касаетс€ этого столика и смотрит в зеркало. ћне тоже очень захотелось увидеть этот столик своими глазами. я присоединилс€ к студентам режиссерско-актерского факультета √»“»— всего на мес€ц. Ёто был курс ≈вгени€  аменьковича. » у мен€, конечно, было врем€ найти этот столик Ц он находилс€ в то врем€ в подвале музе€ имени —таниславского. ћне не разрешили его потрогать, но открыть двери в подвал, где он был, и посмотреть на него издалека удалось. ћожно сказать, что одна мо€ мечта тогда сбылась.
 
¬ы учились в ћоскве всего мес€ц, но наверн€ка уловили разницу между русской и польской театральными школами, в чем она состоит?
Ёто хороший вопрос, ведь в ѕольше существует целый миф о русской театральной школе и одновременно огромное уважение к русским театру и культуре. Ќапример, сейчас € веду в театральной академии предмет Ђ—цены на иностранных €зыкахї, и из группы п€тнадцати студентов, которые изучают этот предмет, дес€ть с самого начала сказали, что хот€т работать с русским €зыком, причем половина из них изначально не имела с русской культурой ничего общего. Ёто доказательство того, насколько вли€ние русской культуры, авторов, театра сильно в польской культуре. ¬ системах театрального обучени€ в польских и российских вузах чувствуетс€ общее вли€ние Ц некоторые идеи русской театральной школы задействованы в нашей системе, но разница есть. ƒумаю, что в –оссии все в большей степени поставлено на коллективную работу.
 
„то имеетс€ в виду?
» в ћоскве, и в ѕетербурге мен€ удивили сплоченные маленькие художественные труппы, в которых работают студенты во врем€ учебы. ќбычно им принадлежит один зал Ц большинство зан€тий они провод€т с одним мастером, и это способствует сильным личным отношени€м между людьми. ” нас друга€ система, у которой тоже есть свои плюсы. ≈сть мастер, но он больше занимаетс€ тем, чтобы подобрать состав педагогов дл€ данной группы студентов, и часто он вообще не ведет зан€тий со своим курсом. “акже группа переходит из одного зала в другой, она разделена на более мелкие независимые команды, и именно из-за этого разнообрази€ такого сплоченного коллектива, как в –оссии, не возникает.

¬ дальнейшей работе ¬ам пригодилс€ опыт в √»“»—?
ƒумаю, что очень сильно, и € пон€л это, когда вернулс€ из ћосквы. я сделал современную постановку по роману —танислава Ћема Ђ—ол€рисї в ѕознани. Ѕыла интересна€ истори€ Ц журналисты расспрашивали моих артистов, почему они согласились работать со мной, и один из артистов сказал: Ђћне интересно работать с ¬альдемаром, потому что у него есть сильное русское понимание мираї. Ёто было дл€ мен€ открытием.
 
—читаете, что это не так?
Ќе знаю, не мне об этом судить, но когда € поступал на режиссерский факультет в ¬аршаве, каждому абитуриенту надо было принести пьесу и описать ее выбор. я выбрал Ђ¬ишневый садї „ехова, и не потому что € так придумал, а просто потому что когда € был ребенком, сюжет Ђ¬ишневого садаї мне рассказывала бабушка Ц рассказывала как сказку с перспективы купца Ћопахина. “о есть это была интерпретаци€, рассказывающа€ всю эту историю с точки зрени€ Ћопахина как центрального персонажа, а не, например, –аневской. Ёто было интересно дл€ педагогов, потому что они не думали, что можно разобрать эту пьесу в таком ключе.

«наю, что ¬аш первый опыт в качестве театрального режиссера также был св€зан с русской классикой?
ƒа, моим театральным дебютом стала пьеса ћаксима √орького Ђ¬асса ∆елезноваї. Ёто случилось так: у нас в театральной академии в ¬аршаве преподавала одна из самых знаменитых польских актрис Ц  ристина янда. я услышал, что она готовила постановку по Ђ–усскому вареньюї Ћюдмилы ”лицкой дл€ телевидени€. ј € как раз собирал материал дл€ киноэтюда, который нужно было поставить во врем€ учебы, и подумал, что это счастливое совпадение. ¬стретил  ристину янду в коридоре и сказал, что хорошо знаю эту пьесу и готов участвовать в проекте как ассистент режиссера.
„ерез неделю мы начали работу, котора€ в итоге завершилась успешно. “огда  ристина сказала, что всегда мечтала сыграть ¬ассу ∆елезнову и ей бы хотелось, чтобы поставил эту пьесу јнджей ¬айда, а текст написал бы »ван ¬ырыпаев (прим. Ц российский театральный режиссер, живет и работает в ѕольше), а мне предложила поработать ассистентом режиссера. ћы поехали на встречу к ¬айде, но оказалось, что он не состо€нии заниматьс€ спектаклем по состо€нию здоровь€, а у »вана в это врем€ были запланированы другие проекты. ћы остались с этой идеей одни и были сильно разочарованы. —идели в машине и переживали, и тогда € сказал, что чувствую, что  ристина хорошо знает, как сыграть в пьесе, а мне нужен режиссерский дебют. Ќа следующий день из газет € узнал, что ставлю Ђ¬ассу ∆елезновуї, и это был счастливый момент моей жизни. “огда € работал ассистентом у »вана ¬ырыпаева, но мне пришлось закончить сотрудничество с ним, как только € узнал, что буду ставить пьесу √орького.
 
ѕо каким еще произведени€м русской классики ¬ы ставили спектакли? —лышала о ¬ашем спектакле по Ђћастеру и ћаргаритеї ћихаила Ѕулгакова. », кстати, почему именно Ѕулгаков так попул€рен в ѕольше?
ƒа, вторым таким большим приключением стал спектакль по роману Ђћастер и ћаргаритаї Ц этот роман сверхпопул€рен в ѕольше. Ѕулгаков вообще очень попул€рен здесь, потому что во врем€ социалистического периода на ѕольшу сильно вли€ла русска€ культура. ¬ этой системе ѕольша была страной, котора€ сильно сопротивл€лась политическому режиму, и € думаю, что абсолютно интуитивно польские интеллектуалы искали в русской культуре, литературе эти изюминки, разные способы мышлени€, которыми можно было бы выразить свое несогласие Ц вот почему очень сильно попул€рны здесь Ѕродский, ¬ысоцкий, ÷ветаева, ќкуджава, Ѕулгаков. ƒл€ поколени€ моих родителей это важнейшие мэтры русской культуры. ј в Ђћастере и ћаргаритеї пол€кам к тому же нравитс€ гротеск, чувство юмора и Ц общее с польской культурой Ц уважение к религии.

ƒа, Ђћастера и ћаргаритуї в ѕольше став€т часто и в разных вариантах.
ƒл€ мен€ этот спектакль был результатом визита в ћоскву и учебы в √»“»— Ц там в библиотеке € мог в оригинале читать Ѕулгакова и ƒостоевского и научные статьи по их произведени€м. ” мен€ был шок, когда € узнал, что в –оссии есть, например, институт ƒостоевского или институт Ѕулгакова, в которых академики занимаютс€ исследовани€ми того, что во всем мире издаетс€ на тему этих писателей. ¬ московском издательстве € узнал, что есть стенограммы бесед —талина со своими подчиненными о судьбе Ѕулгакова Ц он лично принимал решение о том, уехать писателю из страны или нет. я перевел их фрагменты на польский €зык вместе с записками жены Ѕулгакова, которые она писала спуст€ 20 лет после его смерти. ¬се эти материалы € использовал в сценарии, св€зав сюжет с судьбой самого писател€, и поставил спектакль в театральной академии со студентами в 2013 году. Ќа спектакль невозможно было достать билеты Ц это был хит.
ƒо сих пор у мен€, к сожалению, не было возможности по-насто€щему поставить спектакль по русской классике в театре, но каждые два года € готовлю такие постановки cо своими студентами.
 
 ак польским актерам удаетс€ играть такие роли, созданные русскими писател€ми? ≈сть ли кака€-то специфика и нужно ли ее им объ€сн€ть?
ƒумаю, что в сегодн€шнее врем€ то, что молодым люд€м, студентам надо объ€сн€ть, Ц это чувство подавленности. “о, что очень сильно вписано в польскую культуру, Ц это дух сопротивлени€ Ц есть сильное понимание того, что люди могут повли€ть на то, как можно устроить свою жизнь. ј над персонажами ƒостоевского или Ѕулгакова, „ехова всегда висит кака€-то окончательна€ санкци€, кака€-то сила. ѕоэтому у польских молодых людей возникают вопросы: Ђ≈сли здесь так плохо, почему герой не боретс€ с этим, почему не изменит свою жизнь?ї

¬ы часто бываете в –оссии. Ќасколько легко находить общий €зык культурным де€тел€м из –оссии и ѕольши?
 аждый раз в –оссии € получаю очень сильные позитивные эмоции от людей культуры, которые с огромным интересом относ€тс€ к тому, что мы делаем. ѕравда, потом возникают вопросы, как эти контакты применить на практике. я смотрю на –оссию как на очень сильный, но вместе с тем порой кажущийс€ замкнутым культурный мир. ћне проще общатьс€ с русскими людьми, чем многим моим друзь€м, к тому же, € часто приезжаю в –оссию. Ќе так давно мне удалось пригласить двух российских педагогов на мастер-классы в ѕольшу Ц јндре€ ћогучего и ¬ениамина ‘ильштинского. —ейчас мы пытаемс€ наладить студенческий обмен с √»“»— Ц видимо, это будут первые в истории такие обмены, по крайней мере, € не нашел информации о каких-либо студенческих обменах между театральными вузами Ц ездили лишь педагоги. ¬ феврале мы ждем студентов из √»“»—, а в сент€бре намерены отправить наших студентов в ћоскву (прим. Ц российско-польские студенческие обмены состо€тс€ при поддержке ‘онда Ђ–оссийско-польский центр диалога и согласи€ї).
 
„то ¬ы хотели бы посмотреть в театрах ћосквы, когда приедете в следующий раз?
ћне интересно было бы увидеть спектакль ¬ладимира ѕанкова Ђћамаї, € много слышал о работе этого режиссера. “акже мне были бы интересны спектакли ћиндаугаса  арбаускиса.
 
¬ас больше интересуют современные постановки?
я интересуюсь разными вещами, но в русском театре мен€ интересует то, что отличает его от любого другого. ¬ последние годы такое найти не очень просто, потому что вли€ние западного театра на то, что происходит в –оссии, довольно сильное. ћен€ из последнего очень поразил спектакль јндре€ ћогучего Ђ√розаї по ќстровскому в ѕетербурге Ц это очень своеобразный театр.  стати, € думаю, что и ¬ырыпаев так попул€рен в ѕольше, потому что он настолько оригинален в своем мышлении, что его нельз€ копировать. »нтересно, что нека€ герметичность и прив€занность к конкретным ценност€м русской культуры плодит столько оригинальных творцов, которых не увидишь больше нигде в мире.
 
Ќа польский театр тоже наверн€ка вли€ют западные тенденции?
ƒа, особенно в последние 20 лет на польский театр сильно повли€л немецкий театр. “ем не менее, у нас тоже очень сильные театральные традиции, в том числе традиции авангардного двадцатого века Ц “адеуша  антора и ≈жи √ротовского. ¬ последние 20 лет вли€ние извне пришло в некое равновесие с польскими традици€ми, подтверждение моих слов € часто нахожу в оценках западных критиков, которые приезжают в ѕольшу в поисках спектаклей дл€ международных фестивалей. ќни также ищут то, что отличаетс€ от всего другого, и очень часто наход€т это. ¬ польском театре ценно разнообразие Ц много разных режиссеров, подходов, драматургов, текстов, эстетик.

—егодн€ российский и польский театр существуют параллельно или в одной плоскости?
—истемы театрального обучени€ в –оссии и в ѕольше были построены на общих фундаментах, большинство артистов здесь строит свой сознательный актерский опыт на —таниславском Ц так же, как в –оссии, кроме того, пересекаютс€ тексты и авторы, но сама эстетика и подход к тому, как ставить спектакль, Ц разные. ¬от почему € думаю, что если, например, сейчас в ѕольшу привезти абсолютно типичный консервативный русский театр, то это, может быть, стало бы шоком дл€ польского зрител€, он был бы поражен, что такой театр до сих пор существует.
 
” ¬ас был опыт в киноиндустрии, расскажете об этом?
Ќе веду активных творческих поисков в кинематографе, но он сам иногда мен€ Ђнаходитї. Ќапример, фильм Ђћала€ ћоскваї ¬альдемара  шистека Ц про польский город Ћегница, который так называли в свое врем€. Ќа площадке € работал как ассистент режиссера, а также сыграл небольшую роль русского проводника в поезде. Ќе менее важным приключением дл€ мен€ оказались съемки телесериала про јнну √ерман дл€ российского телевидени€. Ѕыло очень здорово снимать верблюдов в  рыму, который в сериале был  азахстаном, где прошла молодость јнны √ерман. Ётой съемочной группой мы сделали первые четыре серии, а потом отдали сериал росси€нам.
 
 акие были впечатлени€ от киносъЄмок? ќба эти эпизода так или иначе св€заны с –оссией.  
ќба эти эпизода доказали, насколько сильны взаимоотношени€ наших культур.  огда  шистек снимал фильм со —ветланой ’одченковой в ѕольше, у него была мечта показать его в –оссии, но он никогда не думал, что фильм может приобрести такую попул€рность и вызвать там такой массовый интерес. Ђћалую ћосквуї показали по ѕервому каналу, и фильм, сн€тый дл€ польского зрител€, смотрела вс€ мо€ семь€ в –оссии. “о же произошло с нашумевшим сериалом Ђјнна √ерманї, сн€тым по заказу российского продюсера. ¬начале мы пытались заинтересовать идеей сериала польских продюсеров, но услышали, что фильм о польской певице с советским прошлым не будет интересен польскому зрителю. ј потом польскому телевидению пришлось вкладывать немалые деньги, чтобы показать сериал в ѕольше Ц настолько высокий на него оказалс€ спрос. Ќесмотр€ на разные течени€ истории, мы живем совсем близко друг от друга и взаимный интерес существует.

‘ото предоставлено ¬альдемаром –ажн€ком

001 ѕортрет ¬.–ажн€к.jpg
¬альдемар –ажн€к

002 „тение новых пьес в √даньске.jpeg
„тение новых пьес в рамках программы ЂPC Dramaї в √даньске

003 „тение новых пьес в √даньске.jpeg
„тение новых пьес в рамках программы ЂPC Dramaї в √даньске

004 со студентами в театральной академии в ¬аршаве.jpeg
—о студентами польской “еатральной академии имени ј. «ельверовича (¬аршава)

005 ¬стреча со зрител€ми.jpeg
¬стреча со зрител€ми - обсуждение новых спектаклей дл€ юного зрител€

006 ћеж. фестиваль ITSELF 2017 в ¬аршаве.jpeg
ћеждународный фестиваль театральных школ ЂITSELF 2017ї в ¬аршаве

007 ¬альдемар –ажн€к театральный режиссЄр.jpeg
¬альдемар –ажн€к, театральный режиссЄр,
проректор по международным вопросам польской “еатральной академии имени ј. «ельверовича (¬аршава)