—талинград против самообмана

21.05.2015 1915 јвтор: ¬ойчех ƒомославский »сточник: –оссийско-польский центр диалога и согласи€

ѕравда состоит в том, что конкуренци€ с –оссией идет давно. Ёта конкуренци€ идет не на парадах, она заключаетс€ в борьбе за вли€ние на новые, возникшие после распада ———– государства. ≈сли бы не эта "реальна€ повестка дн€", отравл€юща€ отношени€ между нашими странами, дискуссии вокруг отмечаемого 9 ма€ событи€ были бы €влением нормальным и нужным. ¬печатлени€, оставленные войной, да и понимание источника этих впечатлений у пол€ков и росси€н - разные. ¬думчивое, не оскорбительное ни дл€ одной из сторон изучение этой разницы могло бы стать дорогой к взаимному уважению и взаимопониманию. » первого, и второго росси€нам и пол€кам сейчас не хватает. Ќо в речах, прозвучавших в √даньске, не было приглашени€ оппонента (–оссии) к дискуссии. ћного было слов о вреде тоталитаризма и пользе демократии, но не нашлось времени пом€нуть тех советских ветеранов, чей воинский подвиг в свое врем€ сделал празднование нынешнего ƒн€ ѕобеды возможным – в том числе и на ¬естерплатте, да и в других местах. “акой подход к событи€м семидес€тилетней давности - это €вное неуважение не только к ветеранам, но и к тому полумиллиону росси€н, который 9 ма€ в рамках акции "Ѕессмертный полк" прошел по улицам ћосквы.

¬спомина€ о ¬торой мировой войне, —ћ» в ѕольше все чаще говор€т о событи€х 1939 года, о сходстве между гитлеровским и сталинским режимами и т.д. Ќо как же можно проводить даже то скромное "размышление о войне", которое президент  оморовский обещал провести в √даньске, - как можно его проводить без учета и значени€, скажем, —талинградской битвы, да и других великих сражений на советско-германском фронте?

–оссийский взгл€д на —талинградскую битву про€вил себ€ в недавнем фильме ‘едора Ѕондарчука, во многом перекликающемс€ с антисталинской эпопеей покойного писател€ ¬асили€ √россмана "∆изнь и судьба". ј что мы в это врем€ обсуждали в ѕольше? ћы обсуждали объ€вленный "книгой года" в 2012 году опус ѕетра «ыховича "ѕакт –иббентропа-Ѕека". „то предлагает своим читател€м автор, ѕетр «ыхович? ќн пишет, что вместо драки с нацистами ѕольше в 1939 году стоило заключить с "третьим рейхом" союз. (!) » в этом союзе приступить к сражению с «общим смертельным врагом наших двух народов, да и всего человечества». ‘ормально «ыхович имеет в виду большевизм и основанный большевиками ———–, но любой мало-мальски знакомый с контекстом читатель поймет: «ыхович проигрывает в своей фантазии реализацию упущенного тогда, в 1939 году, «шанса» - союза с третьим рейхом против –оссии.

¬ыходит, «ыхович мечтал бы и об ином исходе —талинградской битвы. ƒа, похоже, наши два народа, два «нарратива» о прошлом и в самом деле разошлись кардинально. » потому сегодн€ особенно важно сказать правду о —талинграде – правду, свободную от наших сегодн€шних политических разногласий.

—талинградска€ битва стала одним из важнейших событий двадцатого века. Ёто не только название сражени€, сопровождавшегос€ гибелью множества людей и тотальным разрушением города. —талинград – это и символ спасени€ европейского континента. —имвол сохранени€ в нашей жизни самих пон€тий гуманизма и человечности, которые могли бы исчезнуть, победи в той битве √итлер. » тот факт, что название этого событи€ частично совпадает с партийным псевдонимом »осифа ƒжугашвили – этот факт не должен быть преп€тствием дл€ увековечивани€ пам€ти о том, что творилось на берегах ¬олги на рубеже 1942-го и 1943-го годов. Ёти событи€ навеки войдут в историю с заглавной буквы – как —талинградска€ Ѕитва.

Ќе мешает же частичное совпадение с фамилией —талина существованию в ѕариже и Ѕрюсселе —талинградских площадей. Ќикто не видит в этом культа —талина. ј вот в ѕольше после 1989 года все названи€, св€занные со —талинградом, исчезли. »счезла и табличка на площади, где € жил, - на бывшей площади «ащитников —талинграда.

ћожет быть, нам стоит вспомнить слова √итлера, произнесенные им в августе 1939 года перед нападением на ѕольшу: «ѕосылаю дивизию «ћертва€ голова» на восток. ѕольша будет вычищена от своих обитателей и заселена немцами. —удьба –оссии будет такой же». ≈сли бы мы эти слова почаще вспоминали, мы пон€ли бы, что —талинград – это символ и нашего спасени€, достойный нашего вечного почета.

ѕолитическа€ мысль √ермании накануне ¬торой мировой войны восточных соседей, м€гко говор€, не жаловала. –азвитие шло по схеме: от ликвидации государств – к ликвидации наций. ќт политического разглагольствовани€ произошел быстрый переход к практике варварства. » вот именно под —талинградом наступлению этого варварства был положен предел.

Ќе у одной –оссии прошлое было «непредсказуемо». ѕольска€ историческа€ пам€ть тоже не раз поддавалась самым неожиданным переоценкам. ¬ последние годы закрепилась привычка ставить знак равенства между коммунизмом и гитлеровским нацизмом. ѕри этом предполагаетс€, что главной причиной разв€зывани€ ¬торой мировой войны стал пакт –иббентропа-ћолотова. » книжка «ыховича исходит именно из такого взгл€да на историю. ≈сли оба соседа были злоде€ми, то стоит примыкать к тому из двух, кто тебе в данный момент выгоден.

Ќо если бы этот взгл€д был верным, как можно было бы объ€снить следующий никем не оспариваемый факт. ¬ 1941 году —Ўј и ¬еликобритани€, государства либеральные и демократические, заключают союз с коммунистическим ———– – государством, противосто€щим им и идеологически, и духовно. ≈сли бы ———– и вправду был не лучше √ермании, стали бы ¬ашингтон и Ћондон с ним «ручкатьс€»? ¬ сегодн€шней, насаждаемой государством польской «наррации» о ¬торой мировой войне факт военного союза западных демократий с ———– просто не находит объ€снени€.

—овременные авторы, включа€ «ыховича, перевод€т дискуссию о ¬торой мировой войне в зону сослагательного наклонени€ – мол, вот что было бы, сложись событи€ чуть по-другому? ћол, кто знает, не прин€ла ли бы ¬тора€ мирова€ совсем другой оборот?  расна€ јрми€ в этих калькул€ци€х предстает как вторгшийс€ в нашу страну новый оккупант. »гнориру€ очевидные факты, такое видение прошлого может привести к не менее страшным бредн€м, чем недавние книжки и интервью ѕетра «ыховича.

ѕочему так происходит? ¬сему виной вышеописанные политические калькул€ции. ѕо версии польских газет, образ вермахта и нацистской √ермании предстает чуть ли не положительным на фоне несчастий, которые €кобы несла  расна€ јрми€. ѕроизведенное в угоду сегодн€шней политической конъюнктуре искажение правды затемн€ет тот факт, что в сороковые годы оккупировавшие ѕольшу и часть ———– немцы дошли до утраты человеческого облика. Ёту версию событий интересным образом подтверждает обращенна€ к росси€нам фраза ≈жи ѕом€новского: «¬ы нас спасли, но не освободили». Ќо разве вызывает сомнени€ тот факт, что еще чуть-чуть – и не было бы кого спасать от немцев?

ћы просто не имеем права в нынешней медийной суете забывать реальные факты. ¬ первую очередь – планы и действи€ немцев в отношении народов за их восточной границей. ћежду тем дл€ сохранени€ «польскости» самой ѕольши и ее народа просто необходимо помнить о предлагавшихс€ √итлером «решени€х» слав€нских вопросов.

«ыхович и другие забывают, что нацистский рейх отвергал все духовные накоплени€ христианско-просветительской культуры. Ќацистами полностью отвергались такие вещи, как культура демократии и неприкосновенность человеческой личности.

Ќе стоит забывать и о том, что нацизм планировал восстановить в ≈вропе такое €вление, как рабство. –абами в полном смысле этого слова должны были стать слав€не. —начала – росси€не, а потом и пол€ки и южные слав€не. », конечно, в этом «прекрасном» новом мире не должно было быть места дл€ евреев. ¬от перспектива «жертвы и палача», о которой мы об€заны никогда не забыть.

≈сли бы мы, пол€ки, смогли ментально соразмерить зло того периода и факты, которые нас спасли от гибели, то были бы более зрелым народом.

¬ойчех ƒомославский, пенсионер

¬аршава

ѕеревод: ƒмитрий Ѕабич