Ћ»√»я “–я »Ќј: ћ”«џ ј Ц ≈ƒ»Ќ—“¬≈ЌЌџ… ¬ ћ»–≈ я«џ , Ќ≈ “–≈Ѕ”ёў»… ѕ≈–≈¬ќƒј

01.10.2018 491 јвтор: Ћиги€ “р€кина, јнна „ернова »сточник: –оссийско-польский центр диалога и согласи€

Ћиги€ …оновна, насколько € знаю, ¬ы в совершенстве владеете польским. — чего началась ¬аша св€зь с ѕольшей?

я из ¬ильнюса, родилась там, окончила консерваторию там же. ѕриехала в ћоскву учитьс€ и осталась здесь Ц вышла замуж Ц был далекий 77-й год. ” мен€ есть польские корни, мой папа, не будучи пол€ком, всю жизнь преподавал в польской гимназии в ¬ильнюсе. Ќо тот €зык, который € слышала в ¬ильнюсе, далек от польского. “ак же и сейчас Ц € приезжаю в ¬ильнюс и слышу смесь русского, белорусского, польского Ц это очень забавно. ј по-насто€щему € заинтересовалась польским, когда по телевидению (тогда € еще жила в ¬ильнюсе) стали показывать фестиваль в —опоте, и вел тот фестиваль Ћюць€н  ыдрынски, замечательный польский ведущий, журналист, публицист Ц мне так понравилс€ насто€щий польский €зык, а не тот, на котором € говорила и говорили все вокруг. “огда € стала читать много польской литературы Ц дома были книги на польском €зыке. ѕотом, когда приехала в аспирантуру ћосковской консерватории имени ѕ.».„айковского, начала писать диссертацию по музыкальной психологии. ј этим направлением тогда занималась профессор ¬аршавской академии музыки ћари€ ћантужевска. ¬   академии был создан специальный институт музыкальной педагогики, занимающийс€ вопросами музыкальной психологии. »менно туда мен€ и направили на стажировку. ¬ общей сложности € провела в ¬аршаве полтора года. “огда € уже стала говорить на насто€щем польском €зыке.

ћы впервые увиделись на фестивале Ђћолодежна€ академи€ искусствї в ћоскве. –асскажите об истории фестивал€.  ак он по€вилс€ в ¬ашей жизни?

‘естиваль по€вилс€ в 1996 году. Ётому предшествовало такое событие Ц в 1995 году во врем€ тринадцатого по счету ћеждународного конкурса пианистов имени ‘редерика Ўопена в ¬аршаве директор концертного бюро предложила мне провести национальный российский вечер в ћалом театре. “акие же вечера проводили и другие страны Ц япони€, —Ўј и другие. Ќа нашем вечере € рассказывала о русской фортепианной школе, во втором отделении были беседы со —в€тославом Ѕэлзой, который специально приехал на это меропри€тие, с членами жюри конкурса Ц нашими великими пианистами ¬иктором ћержановым и Ѕэллой ƒавидович. “ам же играли российские участники конкурса, которые к этому времени прошли в третий тур, среди них - ставшие впоследствии лауреатами конкурса –эм ”расин (кстати, один из лучших интерпретаторов музыки Ўопена в современной –оссии) и јлексей —ултанов Ц гениальный пианист, к сожалению, рано ушедший из жизни). ¬ечер прошел успешно, и мне предложили подумать над ежегодным совместным меропри€тием. ¬ тот момент € ушла из ÷ентральной музыкальной школы и уже работала заведующей отделением фортепиано в √осударственном музее музыкального искусства имени ћ. √линки. Ёто было т€желое врем€, многие педагоги уехали на «апад, и родители учеников привозили их ко мне в музей. »менно они и подвигли мен€ на то, чтобы создать свою программу при музее и зан€тьс€ фестивальной де€тельностью.

¬ первый раз фестиваль состо€лс€ в ¬аршаве?

ƒа, он прошел в 1996 году при поддержке ¬аршавского концертного бюро, ћинистерства культуры ѕольши и ѕравительства польской столицы, котора€ в том году праздновала свой юбилей, ѕосольства –оссии в ѕольше (тогда послом был легендарный ёрий Ѕорисович  ашлев), ‘онда культуры –оссии, на заключительный концерт приезжал президент ‘онда Ќикита ћихалков. ¬ следующем Ц 1997 году Ц в год 850-лети€ ћосквы - состо€лс€ ответный фестиваль при поддержке мэрии ћосквы и ћинистерства культуры –оссии. “ак все и началось. ћы занимались не только международной фестивальной де€тельностью, но и проводили мастер-классы за рубежом, а также дл€ педагогов специальных музыкальных школ при творческих вузах –оссии Ц в ћоскве, —анкт-ѕетербурге, Ќовосибирске. —овместные фестивали с ѕольшей были всегда, но часто они расшир€лись и за счет других стран Ц √ермании, јвстрии, японии, ”краины, Ћитвы, √рузии, јрмении, Ѕелоруссии. ћы концертировали в “унисе, √ермании, јвстрии, ‘инл€ндии, Ћитве, »талии и других странах, ну а в ѕольше бывали каждый год. — тех пор стало традицией проводить ежегодный концерт в нашем посольстве в ¬аршаве.

‘естиваль существует уже много лет.  ак он мен€лс€ за все эти годы?

 аждый раз хочетс€ привнести в него что-то новое. Ќапример, в какой-то момент у нас, кроме музыкантов, по€вились чтецы, вокалисты, художники, в том числе и художники исторических костюмов, органна€ музыка, котора€ имеет огромный успех. Ќа последнем концерте в ћузее ј. —кр€бина в этом году, где второе отделение было отведено органной музыке, зал аплодировал сто€, зрители не хотели расходитьс€. — каждым годом у фестивал€ все больше и больше поклонников.  аждый раз ко мне подход€т и спрашивают, когда будет следующий фестиваль, хот€ ¬ы же знаете, что московска€ публика избалована концертами и искусством в целом, но на наших концертах всегда не хватает стульев Ц так много слушателей.

”частники фестивал€ Ц кто они?  ак попадают к ¬ам?

— российской стороны Ц это участники моей программы ЂЎкола музї и студенты  олледжа музыкально-театрального искусства имени √.ѕ.¬ишневской. »значально фестиваль был только музыкальным. ѕостепенно к музыкантам добавились молодые художники. ¬ ѕольше создаетс€ специальна€ комисси€, котора€ отбирает лучших своих учеников-художников, они приезжают к нам и вместе с нашими студентами в рамках Ђ–оссийско-польского диалога молодых художниковї езд€т по городам Ђ«олотого кольцаї, знаком€тс€ с достопримечательност€ми ћосквы, пишут картины. “ам же проход€т пленэры, совместные обсуждени€ работ, мастер-классы, после чего наша молодежь наносит ответный визит в ѕольшу. “аким образом, это не только диалог музыкантов, но и художников Ц об€зательным условием которого €вл€етс€ выставка польских и российских молодых художников во врем€ фестивал€ Ђћолодежна€ јкадеми€ »скусствї по итогам их творческих встреч.

„ему они учатс€ друг у друга? ќдинаково ли пол€ки и русские чувствуют музыку?

ƒело не в том, как они чувствуют музыку, а в том, как их учат чувствовать эту музыку. ¬се зависит от школы, и наша школа остаетс€ по-прежнему на высоте. ѕольша, как и –осси€, сохран€ет за собой позиции одного из культурных центров в мировом масштабе. “ам очень развита культура, искусство. ќднако порой даже дл€ них то, что мы говорим, €вл€етс€ откровением. ≈сли говорить о художниках, то наше направление более академическое, а в ѕольше преобладает современное декоративно-прикладное искусство. Ќапример, компьютерна€ графика, плакат. ≈сть чему поучитьс€ друг у друга. ≈ще самые первые участники-музыканты не уход€т из фестивальной программы, поэтому название Ђƒетска€ международна€ благотворительна€ программа ЂЎкола музї, мы были вынуждены помен€ть, ведь смешно, когда в детской программе на сцену выход€т зрелые музыканты, которые участвовали еще в первых фестивал€х. —ейчас они мои помощники и советчики.  ак только начинаетс€ фестиваль, уже идет обсуждение следующегоЕ  Ќапример, с –эмом ”расиным мы на следующий день после открыти€ майского фестивал€ ехали в метро, стали обсуждать следующий фестиваль и придумали, на мой взгл€д, гениальную концовку открыти€.

ѕриоткроете завесу тайны?

Ќикогда! ≈сть така€ поговорка Ц если хочешь насмешить Ѕога, поделись с ним своими планами. ѕускай это будет сюрпризом.

Ќа каком €зыке общаютс€ участники?

Ќа музыкальном. ћузыка единственный в мире €зык, не требующий перевода. Ќа самом деле, они и правда замечательно общаютс€ друг с другом, в основном, конечно же, на английском. ћы избрали фестивальную форму неслучайно Ц нет нездоровой конкуренции, которую порождают конкурсные меропри€ти€, где все смотр€т друг на друга волком и в душе желают что-то не очень хорошее. я провожу мастер-классы в ѕознани, ¬аршаве и уже знаю, кого приглашать. Ќовые участники, уезжа€, вис€т у мен€ на шее и прос€т пригласить еще раз, трудно отказывать в таких случа€х. –еб€та очень стараютс€, чтобы соответствовать нашим молодым исполнител€м, даже заранее приезжают в ћоскву, чтобы подготовитьс€ к концертам. јбсолютно все после фестивал€ уезжают со слезами на глазах Ц и музыканты и художники и даже их педагоги. —амые-самые первые участники дружат до сих пор.

Ёто уже больше, чем фестивальна€ программа, это целое сообщество!

ƒело в том, что творческие люди, творческа€ молодежь не от€гощена политическим фантомом и они не зависимы от переменчивой политической конъюнктуры, потому что творческое общение совершенно другое. Ќичто так не сближает, как совместна€ творческа€ де€тельность. ” нас после каждого фестивал€ образуютс€ совместные ансамбли Ц дуэты и даже трио. —ейчас это даже стало об€зательным условием, чтобы в программе был хот€ бы один совместный российско-польский дуэт. ј на последнем фестивале в мае образовались три дуэта сразу. ќни музицируют вместе, учатс€ друг у друга и не хот€т отставать. ¬ последние годы в концертах участвуют и маститые музыканты Ц –эм ”расин, јлексей  урбатов, ёрий ‘аворин, ¬алентин ”рюпин, —танислав ярошевский, јлександра ‘едотова, —ергей —уворов и другие Ц это наши знаменитые мастера, которые пришли в ЂЎколу ћузї еще в совсем юном возрасте.

 то ¬аш любимый польский композитор?

—транный вопрос! (смеетс€)  то-то сказал, что если бы не было Ўопена Ц не было бы и ѕольши.  онечно, ѕольша была бы. Ќо другого такого, как Ўопен, естественно, нет. ≈сли говорить серьезно, наша исполнительска€, фортепианна€ школа формировалась не без вли€ни€ музыки великого польского композитора и в то же врем€ внесла существенный вклад в изучение и интерпретацию великого Ўопеновского наследи€. ¬озникли целые исполнительские школы, например, школа Ќейгауза Ц великолепного исполнител€ Ўопена,  онстантина »гумного, јлександра √ольденвейзера. »менно их ученики стали победител€ми первых конкурсов имени Ўопена в ¬аршаве.  ”же на первом конкурсе имени ‘редерика Ўопена в ¬аршаве в 1927 году лауреатом первой премии стал молодой русский пианист Ћев ќборин. ¬ 1937 году победителем стал яков «ак, втора€ преми€ была присуждена 16-летней –озе “амаркиной, а после войны в 1949 году, когда конкурс Ўопена проходил на руинах ¬аршавы, первое место разделили √алина „ерны-—тефаньска Ц известна€ польска€ пианистка Ц и наша замечательна€ Ѕелла ƒавидович.

Ћиги€ …оновна, как бы ¬ы описали нынешнее российско-польское культурное сотрудничество?

” мен€ лично сотрудничество очень активное, хот€ не такое интенсивное, как раньше. ѕо моим личным ощущени€м, оно не прерываетс€. Ќо надо сказать, что один из фестивалей в ¬аршаве у нас не состо€лс€. ћы уже договорились с ¬аршавской школой талантов, хотели, чтобы этот фестиваль основывалс€ именно на совместном музицировании Ц дуэтах, трио, квартетах молодых российских и польских музыкантов. ћы готовили программу к апрелю 2014 года. Ќо за мес€ц до фестивал€ директор школы прислала мне письмо, что они вынуждены прекратить подготовку к фестивалю и его нужно отложить. “ак он и не состо€лс€. ≈ще был случай, когда реб€та из ¬аршавского музыкального университета имени ‘.Ўопена жаловались, что прежний ректор не разрешил им поехать на фестиваль в ћоскву. “огда они пришли к ректору и рассказали, какую пользу принос€т эти фестивали, но это не помогло. “ем не менее, когда руководство помен€лось, студенты этого университета приехали на фестивальные меропри€ти€. Ќе далее как неделю тому назад € получила письмо от незнакомой студентки, котора€ хочет приехать на фестиваль и говорит, что у нее есть друзь€, которые с удовольствием также прин€ли бы участие. ѕолитика очень переменчива - сегодн€ так, а завтра иначе.   счастью, творческие молодые люди от нее не завис€т.

 огда мы с ¬ами виделись в прошлый раз, ¬ы сказали, что Ђдаже в самые т€желые времена нас спасала культураї.

 ультурные св€зи между –оссией и ѕольшей имеют многовековую традицию.  ак € уже говорила, музыка Ўопена очень повли€ла на становление русской фортепианной школы. ј наша музыка посто€нно вли€ет на польскую Ц они исполн€ют произведени€ наших композиторов Ц –ахманинова, —кр€бина, „айковского и многих других.  ѕериодически и раньше бывали сложные периоды в российско-польских отношени€х. Ќапример, в 1996 году как раз был такой острый период. » после нашего фестивал€ тогдашний посол в ѕольше ёрий Ѕорисович  ашлев сказал мне: ЂЋиги€ …оновна, ¬ы не представл€ете, что ¬ы сделали Ц больше, чем все дипломатыї. — тех пор он, пока был жив, звонил мне каждый год, чтобы поздравить с ƒнем дипломата.

‘отографии из личного архива Ћ.».“р€киной 

001 FullSizeRender.jpg
Ћиги€ …оновна “р€кина на концерте "Ўколы муз"

002.JPG
2017 год. –оссийский центр науки и культуры в ¬аршаве.
¬ечер, посв€щЄнный 75-летию —в€тослава Ѕэлзы. Ћиги€ …оновна “р€кина с его сыновь€ми и супругой бывшего посла ѕольши в –оссии »забеллой «айончковской

003 IMG-1170 2.jpg
90-е годы. ћосква. ѕосле вручени€ стипендий участникам ѕрограммы "Ўкола муз" министром культуры –‘ ≈.ё. —идоровым

004  оролевский замок, ¬аршава, 1999 год. “оржественный концерт и солист Ѕольшого театра —. ѕочапского.jpg
1999 год. ѕольша. ¬аршава.  оролевский замок.
“оржественный концерт, посв€щЄнный 200-летию со дн€ рождени€ ј.—. ѕушкина с участием программы "Ўкола муз" и солиста Ѕольшого театра —. ѕочапского

005 IMG-1177 2.jpg
90-е годы. ћосква. ќружейна€ палата ћосковского  ремл€. –оссийско-польский фестиваль "ƒетска€ јкадеми€ музыки-97", посв€щЄнный 850-летию ћосквы

006 IMG-1180 2.jpg
90-е годы. ѕольша. ѕосле концерта в ћэрии города ѕознань.
— ¬ице-консулом –‘ —.¬. —еменовым и архиепископом ¬еликопольским ёлиушем ѕецом

007 IMG-1196 - 2.jpg
90-е годы. јвстри€. «альцбург. — дирижером –икардо ћутти

008 IMG-1228.JPG
90-е годы.  онцерт фестивальной программы "Ўкола муз"

009 IMG-1211.JPG
90-е годы. ѕосле концерта фестивальной программы "Ўкола муз"

010 IMG-1229.JPG
90-е годы.  онцерт фестивальной программы "Ўкола муз"

011 IMG-1192 2.jpg
90-е годы. ѕольша. ¬аршава.
ѕосле концерта в ѕосольстве –‘ в –ѕ с „резвычайным и ѕолномочным ѕослом –‘ Ћ.¬. ƒрачевским

012 4.JPG
90-е годы. ѕосле концерта фестивальной программы "Ўкола муз"

013 г.  ельце, ѕольша, 2017 — сыном —в€тослава Ѕэлзы »горем и внуком ‘едором.JPG
2017 год. ѕольша. г.  ельце. ¬ечер, посв€щЄнный пам€ти известного музыковеда, шопениста »гор€ Ѕэлзы.
— сыном —в€тослава Ѕэлзы »горем

014 ѕосол, 2017 год.  онцерт лауреата международных конкурсов ёри€ ‘аворина.JPG
2017 год. ѕольша. ¬аршава.  онцерт лауреата международных конкурсов ёри€ ‘аворина в ѕосольстве –‘ в –ѕ.

015 7.JPG
2014 год. ћосква.  онцерт. посв€щЄнный пам€ти —в€тослава Ѕэлзы.
— его сыновь€ми »горем и ‘едором и сотрудницей »нститута ј.ћицкевича Ё. ƒомбковской

016 6.JPG
ѕианистка, лауреат международных конкурсов, сейчас Ћиги€ …оновна “р€кина ведет посто€нные мастер-классы в ѕольше и €вл€етс€ генеральным директором фестивальной программы "Ўкола муз"